Историческая справка
о возникновении г. Болотное
Населенные пункты, как и люди, имеют свой облик, свою историю. Свою историю имеет и наш город Болотное.
Населенный пункт Болотное образовался в 1805 году. В архивных документах село Болотнинское упоминается как ямщицкая стоянка на Московско-Иркутском тракте по пути к Томску, где проходила смена лошадей и обмен почтой.
Своим названием село обязано небольшой речке Болотной.
В самом начале в селе было всего две улицы - ул. Московский тракт и пер. Кузнечный.
На жителей села возлагались обязанности по перевозке почты и пассажиров, дорожный ремонт. Занимались жители села и обозным извозом, то есть доставкой товарных грузов.
В 1838 году было дано разрешение строить в селе церковь: «Благоволит Томская Губернская строительная комиссия учинить должное распоряжение об освидетельствовании грунта земли, назначенной под строительство церкви Томского округа в древне Болотнинской…».
И уже в 1849 году один из путешественников писал в своем дневнике: «Болотное селение простирается по широкой лощине по направлению тракта. В нем деревянная церковь, до ста дворов и этап….».
Достаточно бурно в селе стали развиваться кустарные промыслы: шерстнобитно-пимокатный, куренно-дегтярный, кожевенный, гончарный, бондарный. Два раза в год – летом и осенью проводились ярмарки. За продукцией сельскохозяйственных товаров и товаров кустарных промыслов в Болотное приезжали купцы и предприниматели из Томска, Барнаула, Минусинска и других сибирских городов. Особой любовью пользовались в крестьянских семьях глиняные и деревянные игрушки местных умельцев, в почете была кружевная резьба по дереву, ножные прялки, берестяные туеса, деревянные ступы и другая домашняя утварь.
Быстрому развитию села способствовало и то обстоятельство, что помимо Московско-Сибирского тракта через село проходил еще и барнаульский тракт. Постоянное движение грузов и пассажиров по трактам способствовало экономическому развитию села. Извозный промысел создавал постоянный спрос на инвентарь, тару для перевозки грузов. В самом начале ХХ века в село приехали из Латвии братья Коккерен, которые открыли завод по производству чугунного литья и производству сельхозинвентаря, но в 1914 году пожар уничтожил почти весь завод, остался только тележный цех, из которого впоследствии вырос Обозный завод.
Дальнейшему развитию Болотного способствовало то, именно через село в 1896 году прошла линия железнодорожной магистрали. В этом же году была построена станция и железнодорожный вокзал.
Вот что написано в Путеводителе по Великой Сибирской железной дороге, изданном 1900 году: «Станция Болотная IIIкласса. Государственная сберкасса, буфет. Вблизи станции село Болотнинское (1500 душ обоего пола) Томского уезда. В селе деревянная церковь во имя святого чудотворца Николая, Церковно-приходская школа. Отсюда идут к востоку небольшие грузы овса и пшеничной муки…».
До 1909 года село Болотное входило в состав Ояшинской волости Томского уезда. В 1909 году была образована Гондатьевская волость с центром в с. Болотное.
После революции в 1918 году в Болотном были созданы сельский и волостной Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Однако после контрреволюционного переворота власть переменилась. 2 мая 1919 г. в с. Болотное вошел трехтысячный отряд колчаковцев, а 19 декабря этого же года село было освобождено войсками красной Армии.
В 1931 г. село получило статус рабочего поселка. В 1939 году население поселка составляло 19 тыс. человек. В 1941 г. в г. Болотное из г. Николаева была эвакуирована швейная фабрика. К 1943 году в поселке кроме этой фабрики были: кирпичный завод, паровая мельница, завод «Металл-лес», 3 завода Главмолоко, 9 промартелей, пищекомбинат, вагонное и паровозное депо и др., с сетью социально-культурных и медицинских учреждений.
Исполнительный комитет Болотнинского районного совета депутатов трудящихся в своем решении за № 185 от 20.04.1943 г. просит утвердить решение сессии Болотнинского Совета депутатов трудящихся о преобразовании пос. Болотное в город.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12.11.1943 г. № 614/34 рабочий поселок Болотное Болотнинского района Новосибирской области преобразован в г. Болотное районного подчинения.
Город Болотное расположен в северо-восточной части Новосибирской области. Расстояние до областного центра по железной дороге 89 км. Город является крупной железнодорожной станцией и административным центром Болотнинского района. Кроме железной дороги через Болотное проходит автодорога федерального значения «Байкал», связывающая Болотное с Новосибирском, Кемеровом и Юргой.
Болотное находится на севере предгорной равнины, являющейся водоразделом рек Оби и Томи. К югу от города местность расчленена глубокими долинами и оврагами притоков Оби и Томи. Территорию городских земель пересекает долина маленькой речки Болотной. В долине ее, в черте городских угодий построена запруда, образовавшая пруд. До недавнего времени этот пруд являлся главным источником водоснабжения промышленных предприятий и железнодорожного транспорта.
Отсутствие вблизи города большой реки или других мощных источников воды очень сказывается на перспективах развития города.
Богатством полезных ископаемых район г. Болотного не отличается. В черте городских земель разработано месторождение суглинков кирпичных с запасами 1432 тыс. м3, в резерве 5 небольших месторождений с запасами 744 тыс. м3. На месторождении сырья организовано производство строительных материалов - кирпичный завод.
Болотное расположено в лесной зоне, но лесные массивы сильно вырублены и эксплуатация их ограничена. Местный лес не может служить базой для развития крупной обрабатывающей промышленности.
Следует отметить, что до сегодняшнего дня в экономической деятельности г. Болотного преобладают транспортно-распределительные функции.