Западно-Сибирская транспортная прокуратура разъясняет

1. Ограничения на проведение внеплановых проверок. Что важно знать о плановых и внеплановых проверках контролирующих органов?
В 2024 году внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся исключительно по ограниченному перечню оснований, предусмотренному п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
К примеру, по согласованию с органами прокуратуры такое мероприятие проведут, если выявлены индикаторы риска нарушения обязательных требований, либо без согласования органов прокуратуры – по поручению Президента Российской Федерации или Председателя Правительства Российской Федерации.
Общие правила проведения проверок (мероприятий) регламентированы Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», за исключением отдельных видов государственного контроля, например, налогового, валютного и таможенного и иных, перечисленных в названном законе.
В числе оснований проверок (мероприятий) названным федеральным законом определены: наличие в контрольном органе сведений о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или об угрозе этого; соответствие объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований или отклонение объекта от параметров; требование прокурора и иные.
При этом в законе могут быть предусмотрены внеплановая выездная проверка и внеплановый инспекционный визит (не исчерпывающий перечень). В этом случае контрольный (надзорный) орган проведет одно из этих мероприятий, если вы предоставите информацию об устранении нарушения, выявленного при периодическом подтверждении соответствия (компетентности). Эта процедура проводится при лицензировании, аккредитации, сертификации и др. В ходе указанных мероприятий будет оцениваться только устранение нарушений.
Чтобы оценить риск причинения вреда (ущерба), контрольный (надзорный) орган при принятии решения о проведении и выборе вида внеплановой проверки (мероприятия) разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований.
В случае, если положением о виде муниципального контроля в соответствии с законом предусмотрено, что система оценки и управления рисками при осуществлении данного вида муниципального контроля не применяется, все внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия могут проводиться только после согласования с органами прокуратуры.
Плановые проверки организации контрольные (надзорные) органы проводят в соответствии с ежегодными планами, согласованными с органами прокуратуры.
Виды и периодичность плановых мероприятий определяются положением о виде контроля. Частота мероприятий зависит от категории риска, присвоенной объекту контроля. Чем она выше, тем чаще проводятся мероприятия (при чрезвычайно высоком риске – не менее одного, но не более двух мероприятий в год, в случае низкой категории риска – плановые мероприятия не проводятся). В положении о виде контроля предусматривается не менее трех категорий риска. В их числе должна быть категория низкого риска.
По окончанию проверки (мероприятия), предусматривающей взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт. По общему правилу он оформляется на месте проведения проверки (мероприятия) в день ее окончания.
Если нарушения не выявлены, сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, в случае выявления нарушений – в акте указывается, какое обязательное требование нарушено. Когда нарушение устранено до окончания проверки (мероприятия), это отражается в акте. К акту приобщаются документы, иные материалы, которые подтверждают нарушение требований, а также заполненные проверочные листы.
Кроме того, вам выдадут предписание об устранении нарушений в разумные сроки и (или) проведении необходимых мероприятий; примут меры вплоть до обращения в суд; привлекут к ответственности (при наличии таких полномочий), если выявлены признаки преступления или административного правонарушения. В законе о виде контроля могут предусматриваться иные решения, принимаемые при проведении проверок и по их результатам.
Надзор за исполнением требований Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» на любой стадии осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Дополнительным инструментом защиты прав предпринимателей при осуществлении надзора на данном направлении являются исключительные полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по фактам несоблюдения должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, публично-правовых компаний, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
О нарушениях прав предпринимателей и фактах коррупции при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий на транспорте можно сообщить в Западно-Сибирскую транспортную прокуратуру по адресу: г. Новосибирск, ул. Саратовская, 13, а также в электронной форме через Единый портал прокуратуры Российской Федерации (epp.genproc.gov.ru) либо через Единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru).
2. Декларация о сделках с древесиной
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, совершившие сделки с древесиной, в том числе в целях ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации, представляют оператору единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Данная декларация представляется в течение 5 рабочих дней со дня заключения, изменения или прекращения действия договора на отчуждение древесины, но не позднее одного дня до транспортировки древесины. Правила предоставления декларации о сделках с древесиной и ее форма утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 11.
Перечень видов древесины, определяемых в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, на которые распространяются требования Лесного кодекса РФ о транспортировке древесины и об учете сделок с ней, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.06.2014 №1047-р.
Транспортировка указанных в перечне видов древесины разрешается при наличии сопроводительного документа. Последний оформляется индивидуальными предпринимателями и организациями - собственниками древесины.
Нужно помнить, что декларация о сделках с древесиной подается каждой стороной сделки.
С 04.02.2021 до 01.01.2025 внесение изменений в декларацию в части сведений о фактическом объеме транспортировки древесины допускается до начала транспортировки древесины, а в отношении товаров, подлежащих таможенному оформлению, - не позднее дня, предшествующего дню подачи таможенной декларации.
Непредставление или несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной, а также представление заведомо ложной информации в декларации о сделках с древесиной влечет административную ответственность по ч.1 ст. 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от семи тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
3. Что нужно знать при вывозе товаров за пределы территории Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза?
В целях обеспечения безопасности Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 № 312 в период с 10.03.2022 по 31.12.2025 введен разрешительный порядок вывоза на территории государств союза отдельных категорий товаров. Для целей его применения необходимо руководствоваться кодом Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).
К таким товарам относятся отдельные виды сельскохозяйственной техники, транспортных средств, промышленной продукции телекоммуникационного оборудования, лабораторного, добычного, геологоразведочного, геофизического оборудования, их частей и комплектующих, а также медицинских изделий.
По заявлению заинтересованных лиц уполномоченные федеральные органы исполнительной власти выдают соответствующие разрешения на вывоз товаров.
При этом названным постановлением Правительства Российской Федерации предусмотрены исключения из общего правила.
В частности, действие разрешительного порядка не распространяется на товары, происходящие с территории Российской Федерации, сопровождаемые сертификатом о происхождении товара (например, по форме СТ-1) или заключением о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемым в установленном порядке Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Указанные меры не применяются на товары, вывозимые с территории Российской Федерации в рамках международных транзитных перевозок, а также в иных случаях.
Несоблюдение вышеприведенных правил вывоза товаров может повлечь административную ответственность по ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
4. О компетенции и полномочиях транспортных прокуроров
Нередко в транспортную прокуратуру на телефон доверия дежурному прокурору поступают звонки с вопросом какова компетенция и полномочия транспортных прокуроров, на какие сферы правоотношений распространяется надзорная деятельность транспортных прокуратур.
Транспортные прокуратуры после неоднократно ранее проведенных преобразований были созданы в качестве самостоятельных подразделений в системе органов прокуратуры Российской Федерации в 2007 году.
Целью образования транспортных прокуратур продиктовано необходимостью воссоздания специализированных надзорных органов, призванных обеспечить законность на транспорте и в таможенной сфере, выступать гарантом соблюдения прав пассажиров и работников транспортной отрасли.
Поэтому в 2007 году решениями Генерального прокурора Российской Федерации была создана система органов транспортных прокуратур, осуществляющих надзорные полномочия в транспортной и таможенной сферах в границах закрепленных за ними субъектов Российской Федерации.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 11.05.2007 № 81 с 1 июня 2007 года образована и Западно-Сибирская транспортная прокуратура с полномочиями прокуратуры субъекта Российской Федерации с дислокацией в г. Новосибирске.
В структуру Западно-Сибирской транспортной прокуратуры в настоящее время входят 16 транспортных прокуратур (на правах районных): Абаканская, Ачинская, Барабинская, Барнаульская, Беловская, Горно-Алтайская, Иланская, Кемеровская, Красноярская, Новокузнецкая, Новосибирская, Норильская, Омская, Рубцовская, Тайгинская и Томская.
Западно-Сибирский транспортный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзорные функции в пределах территорий 9 субъектов Российской Федерации: республик Алтай, Хакасия, Тыва, Алтайского, Красноярского краев, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областей.
Западно-Сибирской транспортной прокуратуре поднадзорно свыше 3 тысяч предприятий, учреждений и организаций железнодорожного, воздушного, внутреннего водного и морского транспорта.
Это крупные филиалы ОАО «РЖД» - Западно-Сибирская и Красноярская железные дороги, которые включают 49 вокзалов и 499 станций, 52 ремонтных и эксплуатационных депо. Развернутая протяженность железнодорожных путей общего пользования на полигонах двух дорог составляет более 13 тысяч км.
В Западно-Сибирском транспортном регионе функционируют 16 авиакомпаний (АО «Авиакомпания «Сибирь», АО «Авиакомпания «НордСтар», ООО «АЗУР эйр»,
АО «КрасАвиа», ООО «Глобус» и другие), эксплуатирующих свыше 300 воздушных судов, 26 аэропортов и более 300 посадочных площадок.
Западно-Сибирская транспортная прокуратура осуществляет надзор за предприятиями водного транспорта и объектами Обь-Иртышского и Енисейского бассейнов внутренних водных путей, объектами морского транспорта, включая порты Диксон, Дудинка и Хатанга.
В зоне ответственности прокуратуры находится Сибирское таможенное управление, Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности, филиал Экспертно-криминалистической службы Центрального экспертно-криминалистического управления, 32 пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Прокуратура осуществляет надзор за процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью правоохранительных органов на транспорте и таможенных органов Западной Сибири.
Исходя из изложенного, обращения, касающиеся вопросов обеспечения законности на транспорте и в таможенной сфере на указанной территории следует направлять в Западно-Сибирскую транспортную прокуратуру по адресу: 630003, г. Новосибирск, ул. Саратовская, 13, телефон для справок 8 (383)-241-04-00 или по месту дислокации транспортных прокуратур (на правах районных).
5. Противодействие коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478, одним из основных направлений, в рамках которых осуществляется его реализация, является совершенствование мер по противодействию коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ) в качестве одной из таких антикоррупционных мер предусмотрен запрет на участие в закупках юридических лиц, которые в течение двух лет до подачи заявки привлекались к административной ответственности по статье 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица вознаграждения.
При этом соответствующее требование распространяется не только на конкурентные закупки, но и контракты (договоры), заключенные с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.
Заключение контракта (договора) с такой организацией является основанием для признания его недействительным (ничтожным), в том числе в случае, если работы (услуги) выполнены (оказаны) и оплачены, с применением последствий недействительности ничтожной сделки – взыскании с организации в полном объеме денежных средств, полученных по сделке.
Исходя из правовой позиции, изложенной в абзаце 2 части 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует, что лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно, что позволяет обязать только одну сторону признанного недействительным контракта (договора) возвратить всё полученное по сделке.
Обязанность по проверке участников закупок – юридических лиц на предмет
их привлечения к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ возложена на заказчика.
6. Когда следует обратиться в транспортную прокуратуру за защитой нарушенных прав.
На транспортных прокуроров возложены полномочия по осуществлению надзора за исполнением законов и соблюдением прав граждан в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в таможенной сфере, в том числе органами внутренних дел на транспорте, подразделениями Следственного комитета Российской Федерации на транспорте.
В случае нарушения прав органами государственной власти, местного самоуправления, их должностными лицами, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций в перечисленных сферах обращение может быть направлено в Западно-Сибирскую транспортную прокуратуру (г. Новосибирск), либо непосредственно в нижестоящие транспортные прокуратуры, адреса и телефоны которых приведены на официальном сайте Западно-Сибирской транспортной прокуратуры – epp.genproc.gov.ru/web/zstp.
Обращение в органы прокуратуры может быть направлено (подано) любым удобным и доступным способом:
- по почте и электронной почте;
- через Интернет-приемную, расположенную на официальном сайте прокуратуры;
- через ящик для заявлений и обращений (имеется в каждой прокуратуре);
- через Единый портал государственных услуг;
- на личном приеме.
При направлении обращения следует указать фамилию, имя, отчество (при наличии), адрес для направления ответа, изложить существо вопроса, приложить имеющиеся документы.
Если же заявитель не пожелал указать свою фамилию (анонимное обращение) или адрес, то ответ на обращение не дается. Однако при наличии доводов о нарушении закона или прав граждан проверка по обращению будет проведена.
Важно! При рассмотрении обращений прокуратура не подменяет иные государственные органы. Если решение поставленных в обращении вопросов не входит в компетенцию прокуратуры, оно в течение 7 дней со дня его регистрации направляется в соответствующий орган или должностному лицу.
Следует помнить:
- обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, в течение 7 дней со дня регистрации направляются им для проверки;
- обращения, принятие решений по которым относится к компетенции другой прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляются соответствующему прокурору.
О перенаправлении обращений всегда уведомляется заявитель.
Срок разрешения обращений составляет 30 дней со дня регистрации в органах прокуратуры, а в случае, если не требуется проверка – 15 дней. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней.
Для рассмотрения обращений ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также граждан Российской Федерации, являющихся бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, установлены сокращенные сроки - 15 дней со дня их регистрации и 7 дней, если не требуется проверка.
У рассматривающего обращение прокурора есть право оставить его без разрешения в следующих случаях:
- отсутствуют сведения, достаточные для его разрешения;
- текст письменного обращения не позволяет определить его суть;
- в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи.
Во всех случаях о принятом решении будет сообщено заявителю.
Возникли вопросы - обратись к прокурору на личный прием.
Личный прием граждан проводится в органах транспортной прокуратуры в течение всего рабочего дня без предварительной записи.
Прием граждан непосредственно Западно-Сибирским транспортным прокурором и его заместителями осуществляется в соответствии с графиком приема граждан в Западно-Сибирской транспортной прокуратуре, размещенным на официальном сайте прокуратуры в разделе «Прием граждан», по предварительной записи.
Запись на личный прием осуществляется на основании письменного либо устного обращения, в том числе по телефону 8 (383) 241-04-08. Запись на прием возможна также через Единый портал государственных услуг в выбранное время и день.
7. Права пассажира железнодорожного транспорта, которые могут пригодиться
Основной документ, регламентирующий права и обязанности пассажиров, – «Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом», утвержденные Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 05.09.2022 № 352.
Обратите внимание, что пассажир:
- допускается к проезду даже при наличии ошибки в фамилии, имени, отчестве, серии и номере документа, удостоверяющего личность, указанных в билете. При этом допускается не более одной ошибки в фамилии, или имени, или отчестве пассажира, и не более одной ошибки в серии или номере документа, удостоверяющего личность пассажира, указанных в проездном документе;
- имеет право отправиться в поездку раньше даты, обозначенной в билете. Для этого необходимо получить информацию о наличии свободных мест в отправляющемся поезде и обратиться в кассу железнодорожного вокзала, поставив отметку о раннем выезде. Доплачивать за эту услугу не нужно;
- имеет право получить дубликат билета на поезд, если он забыл его. Если при себе не оказалось паспорта, на который оформлен билет, то можно переоформить его на другой документ;
- обязан предоставить по требованию проводника вагона поездов дальнего следования место у столика пассажиру, проезжающему на верхней полке, для приема пищи. Время для приема пищи составляет в утренние часы с 7:00 до 10:00 и вечерние часы с 19:00 до 21:00 не более 30 минут, в обеденное время 12:00 до 15:00 не более 1 часа;
- не может быть удален из поезда по причине отсутствии сведений об оплате проезда, если не достиг возраста шестнадцати лет. Передача перевозчиком такого несовершеннолетнего лица сотрудникам органов внутренних дел по указанному основанию не предусмотрена;
- имеет право при проезде в поезде дальнего следования делать остановку в пути следования не более чем на 10 суток. Для возобновления проезда нужно в день прибытия на станцию остановки сделать отметки об этом;
- имеет право при возникновении проблем со здоровьем, из-за которых он не может продолжать поездку, сойти на ближайшей станции и обратиться за врачебной помощью, предъявив справку о болезни и после выздоровления сможет продолжить путь на другом поезде;
- имеет право бесплатно в поездах дальнего следования провозить с собой на 1 билет, кроме мелких вещей, ручную кладь весом не более 36 кг (для вагонов с 2-местными купе (СВ) - 50 кг), размер которой по сумме 3 измерений не превышает 180 см;
- разрешается в поезде пригородного сообщения бесплатная перевозка одной и более пар лыж (сноуборда) в одном чехле;
- вправе перевезти в поездах дальнего следования мелких домашних животных, собак, кошек и птиц бесплатно;
- инвалид провозит бесплатно собак-проводников с собой в вагонах всех типов при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение;
- имеет право на комфортный проезд. Температура в пассажирском вагоне, если на улице температура воздуха ниже +20 градусов, в купе пассажирских вагонов всех типов и классов температура воздуха должна находиться в пределах от +20 до +24 градусов. В туалетах и коридорах может быть от +16 до +24 градусов, в душе – не менее 24 градусов. Если на улице выше +20, нормы для пассажирских купе повышаются от +22 до +26 градусов, а для сидячих вагонов, туалетов, коридоров предусмотрена от +20 до +28 градусов. В температура воздуха в вагоне не соответствует нормативам, пассажир может обратиться к проводнику или к начальнику поезда;
- имеет право в пути следования попросить проводника принести заказ на место пассажира; воспользоваться возможностью зарядки мобильного телефона; вызова официанта из вагона-ресторана для принятия от пассажира заказа на питание; разбудить пассажира минимум за 30 минут до их прибытия на станцию следования; потребовать поддержания в вагоне тишины и общественного порядка в ночное время с 23.00 до 6.00.
8. Уголовная ответственность за незаконные валютные операции и уклонение от уплаты таможенных платежей
Уголовная ответственность за незаконные валютные операции предусмотрена статьями 193 и 193.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).
В соответствии со статьей 193 УК РФ к уголовной ответственности может быть привлечено лицо, которое в установленные законом сроки не приняло меры к зачислению на свои счета денежные средства в крупном или особо крупном размере от иностранных граждан или юридических лиц, причитающихся ему за переданные за границу товары, выполненные там работы или оказанные услуги.
Кроме того, уголовно наказуемым является бездействие лица, связанное с непринятием мер к возврату в Российскую Федерацию денежных средств в крупном или особо крупном размере, уплаченных иностранцам за неввезенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги.
За совершение указанного преступления установлена уголовная ответственность, предусматривающая максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 1 млн рублей.
Согласно примечанию к статье 193 УК РФ деяния признаются совершенные в крупном размере, если сумма незачисленных или невозвращенных денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации превышает 100 млн рублей, а в особо крупном размере – 150 млн рублей.
За совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета иностранных банков с использованием подложных документов также предусмотрена уголовная ответственность (статья 193.1 УК РФ).
В зависимости от способа совершения преступления и суммы незаконно переведенных денежных средств санкция статьи 193.1 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 200 тыс. рублей до лишения свободы сроком до 10 лет.
Наряду с контролем совершения валютных операций под уголовно правовой охраной находятся правоотношения, связанные с уплатой таможенных платежей.
Уголовно наказуемым деянием, предусмотренным статьей 194 УК РФ, признается уклонение от уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и (или) компенсационных пошлин, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в размере, превышающем 2 млн рублей.
Санкция указанной статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 12 лет со штрафом в размере до 1 млн рублей.
Виды таможенных платежей установлены в статье 46 Таможенного Кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС).
Там же определены понятия каждого из видов платежей, раскрыты основания уплаты, сроки, плательщики, порядок уплаты платежей.
В статьях 54 – 56 ТК ЕАЭС указано на возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов), приведены случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются.
9. Права потерпевших в уголовном процессе
Защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, является одним из назначений уголовного судопроизводства (статья 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации – далее УПК РФ).
Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации.
В целях защиты своих интересов потерпевший наделен обширным кругом прав как на стадии предварительного расследования, так и в ходе судебного разбирательства. Открытый перечень наиболее важных прав потерпевшего приведен в части 2 статьи 42 УПК РФ.
Так, потерпевший вправе: давать показания, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, давать показания на родном языке, пользоваться помощью переводчика бесплатно, иметь представителя, участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя.
Кроме того, потерпевший может знакомиться с материалами уголовного дела, затрагивающими его права и законные интересы, вправе получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, признании его потерпевшим или об отказе в этом, о прекращении уголовного дела, приостановлении производства по делу, а также копии приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.
В перечень документов, которые должны быть вручены потерпевшему, включены также копии постановлений о принятии дела к производству и о производстве следствия следственной группой, о привлечении лица в качестве обвиняемого, об отказе в избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, о направлении уголовного дела по подследственности.
По ходатайству потерпевшего ему должны быть предоставлены также копии иных процессуальных документов, затрагивающих его интересы.
Законом предусмотрен комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности, охрану прав и свобод потерпевшего.
Так, например, должностное лицо, осуществляющее производство по уголовному делу, обязано своевременно разъяснить потерпевшему его право ходатайствовать о применении мер безопасности в отношении него либо его родственников. Потерпевший может заявить такое ходатайство в любой момент производства по делу.
Потерпевший вправе участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, поддерживать обвинение; знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания; обжаловать приговор, определение, постановление суда; знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения.
Помимо этого потерпевший вправе получать информацию о прибытии осужденного к лишению свободы к месту отбывания наказания (в том числе при перемещении из одного исправительного учреждения в другое), о выездах осужденного за пределы исправительного учреждения, о времени его освобождения из мест лишения свободы, а также быть извещенным о рассмотрении судом вопросов об освобождении осужденного от наказания, об отсрочке исполнения приговора или о замене осужденному не отбытой части наказания более мягким видом наказания. Реализация данного права осуществляется на основании судебного решения, принятого по заявленному до окончания прений сторон ходатайству потерпевшего либо его представителя.
10. Утилизационный сбор. Что изменится с 1 апреля 2024 года в порядке уплаты утилизационного сбора при ввозе автомобилей из стран ЕАЭС?
Утилизационный сбор – разовый обязательный платеж за каждое колесное транспортное средство (шасси), самоходную машину, прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, который оплачивается для утилизации транспортных средств после их эксплуатации (ст. 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Напомним, утилизационный сбор по каждому объекту оплачивается только один раз. Плательщиками утилизационного сбора являются:
- производители транспортных средств, изготовленных в Российской Федерации;
- импортеры транспортных средств;
- покупатели (физические и юридические лица) транспортных средств, по которым не уплачен утилизационный сбор;
- покупатели транспортных средств, приобретенных у тех лиц, кто освобожден от уплаты утилизационного сбора по закону или не уплатил по каким-либо иным причинам.
Утилизационный сбор не уплачивается:
- беженцами, вынужденным переселенцами или участниками госпрограммы по добровольному переселению соотечественников,
- посольствами, консульствами, международными организациями и их сотрудниками;
за автомобили старше 30 лет, отреставрированные до оригинального состояния, при условии, что их не используют в коммерческих целях;
- за машины не старше трех лет, ввезенные и используемые в Калининградской области,
- за машины, которые ввозятся в Российскую Федерацию и помещаются под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
Взимание утилизационного сбора осуществляется таможенными органами.
Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора определяются постановлением Правительством Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 (далее по тексту – Правила).
С 1 апреля Правила расчета утилизационного сбора будут действовать с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2024 № 152.
После вступления в силу изменений утилизационный сбор нужно будет рассчитывать по колесным транспортным средствам, выпущенным таможенными органами на территории стран ЕАЭС, по ставкам ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа.
То есть, утилизационный сбор по указанным транспортным средствам будет равен величине утилизационного сбора, исчисленного в общем порядке, увеличенного на следующие величины:
- разница между таможенной пошлиной, рассчитанной исходя из нижней границы средней стоимости из перечня автомобилей (ежеквартально публикуется на сайте Минпромторга России), и уплаченной таможенной пошлиной по данным декларации на товар (в пересчете на рубли по курсу ЦБ РФ на дату подачи расчета утилизационного сбора);
- разница между таможенной пошлиной, рассчитанной исходя из объема двигателя, указанного в одобрении типа транспортного средства (или свидетельстве о безопасности конструкции ТС), и фактически уплаченной по данным декларации на товар (в пересчете на рубли по курсу ЦБ РФ на дату подачи расчета утилизационного сбора);
- разница между НДС, рассчитанным исходя из нижней границы средней стоимости из перечня автомобилей (ежеквартально публикуется на сайте Минпромторга России), и фактически уплаченным НДС по данным декларации на товар (в пересчете на рубли по курсу ЦБ РФ на дату подачи расчета утилизационного сбора);
- разница между суммой акциза, рассчитанного исходя из мощности двигателя, указанной в одобрении типа ТС (свидетельстве о безопасности конструкции ТС), и фактически уплаченной по данным декларации (в пересчете на рубли по курсу ЦБ РФ на дату подачи расчета утилизационного сбора).
Изменения также коснуться ввоза автомобилей с электродвигателем из стран ЕАЭС, их обязательно нужно будет оформлять в таможенном отношении на территории Российской Федерации.
Для граждан и юридических лиц, ввозящих автомобили из стран ЕАЭС с процедурой таможенного оформления транспортных средств непосредственно в Российской Федерации, правила расчета останутся прежними.
Обязанность по уплате утилизационного сбора возникает у плательщика с момента пересечения транспортным средством Государственной границы Российской Федерации.
11. Квадрокоптеры и дроны: что нужно знать?
Беспилотное воздушное судно (БВС) - воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (ст. 32 Воздушного кодекса Российской Федерации). К БВС относятся дроны и квадрокоптеры.
Физические или юридические лица, планирующие осуществлять запуски БВС, должны знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством Российской Федерации в сфере использования воздушного пространства.
Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации установлен Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138.
Для выполнения полетов БВС установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства независимо от класса воздушного пространства, в котором выполняется полет.
Значение для определения особенностей правового режима имеет максимальная взлетная масса квадрокоптера или иного беспилотного воздушного судна:
• до 149 г — не подлежат государственной регистрации или учету;
• от 150 г до 30 кг — подлежат государственному учету;
• от 30 кг и более — подлежат государственной регистрации с занесением в специальный реестр воздушных судов.
На последние две категории БВС распространяется действие специальных авиационных правил по использованию воздушного пространства.
Постановка БВС на государственный учет и государственная регистрации осуществляется Росавиацией в соответствии с Правилами государственного учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2019 № 658.
Заявление о постановке БВС на государственный учет представляется в Росавиацию в течение 10 рабочих дней со дня приобретения БВС или ввоза БВС в Российскую Федерацию, в случае самостоятельного изготовления БВС - до начала его использования.
Заявление об изменении сведений в реестре БВС подается в следующие сроки: не позднее 10 рабочих дней со дня изменения сведений о владельце беспилотного воздушного судна; не позднее 2 рабочих дней со дня утери (дня выявления хищения) беспилотного воздушного судна или со дня, когда произошло разрушение беспилотного воздушного судна; не позднее 2 рабочих дней со дня изменения данных о технических характеристиках беспилотного воздушного судна.
Подать заявление для совершения регистрационных услуг возможно разными способами: через Единый портал государственных услуг (https://www.gosuslugi.ru/405742); через Портал учета беспилотных воздушных судов (https://bvs.favt.ru/); почтовым отправлением (Федеральное агентство воздушного транспорта, 125167, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 37, корп. 2).
Учет и регистрация осуществляется в срок до 10 рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления.
Когда БВС будет зарегистрировано, в реестре регистрации будет создана отдельная запись. БВС будет присвоен учетный номер, который нужно будет разместить на корпусе изделия до начала полетов. Если в заявлении будет недостоверная информация или оно не будет соответствовать правилам учета, владелец получит уведомление об отказе с указанием причины. Заявление на регистрацию можно подать с 14 лет, госпошлина за регистрацию не взимается.
Вне зависимости от типа и конструкции БВС учетный номер должен быть продублирован на отделяемых элементах конструкции не менее чем: 3 раза для БВС с максимальной взлетной массой до 1,5 кг; 5 раз для БВС с максимальной взлетной массой более 1,5 кг. Учетный номер можно нанести любым способом, чтобы читался и был в сохранности. Шрифт должен быть не менее 5 мм. Нельзя использовать шрифт с засечками, курсивом и другими элементами, которые усложнят распознавание номера.
Подробно о нанесении номера указано в Порядке нанесения государственных, регистрационных и учетных опознавательных знаков гражданских воздушных судов, товарных знаков на гражданские воздушные суда, утвержденном приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.01.2023 № 18.
Использование воздушного пространства БВС в воздушном пространстве классов A, C и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства.
Для этого лицо, планирующее использовать БВС, должно направить план полета БВС в соответствии с Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.01.2013 № 13. При согласовании плана полета соответствующим центром Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации выдается разрешение на использование воздушного пространства.
Необходимо отметить, что получение разрешения не нужно для БВС массой до 30 кг, если соблюдаются все условия, а именно полет должен проходить:
на высоте до 150 м от земли или от воды;
в светлое время суток и в пределах прямой видимости;
за пределами диспетчерских зон аэропортов, вертодромов государственной и экспериментальной авиации, запретных и специальных зон, зон ограничения полетов;
за пределами городов и населенных пунктов;
вне воздушных зон проведения публичных мероприятий и официальных спортивных соревнований;
вне объектов государственной охраны.
Для полетов над некоторыми субъектами Российской Федерации понадобится разрешение региональных органов исполнительной власти независимо от массы БВС при наличии введенных ограничений на полеты.
При необходимости использования воздушного пространства БВС над населенным пунктом владельцу (пользователю) БВС дополнительно необходимо получить разрешение органа местного самоуправления такого населенного пункта.
Управлять БВС весом до 150 г может любой человек, от 150 г до 30 кг — люди старше 14 лет. Для управления БВС весом от 150 г до 30 кг требуется назначить командира воздушного судна.
12. Ответственность за проход по железнодорожным путям в неустановленных местах
Проход по железнодорожным путям в неустановленных местах предусматривает административную ответственность по ч. 5 ст. 11.1 КоАП РФ, с 11 августа 2023 года размер административного штрафа составляет 500 рублей.
Железнодорожные пути, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 января 2022 г. № 20 утверждены Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути (далее по тексту - Правила).
Согласно указанным Правилам проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах: пешеходные переходы, тоннели, мосты, железнодорожные переезды, путепроводы, а также другие места, предусмотренные для перехода и обозначенные информационными знаками.
При переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо следить за сигналами, подаваемыми техническими средствами и работниками железнодорожного транспорта.
Проезд гражданина в инвалидной коляске через железнодорожные пути допускается только по пешеходным переходам и обязательно с сопровождающим, а также по мостам и тоннелям, оборудованным специальными устройствами беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения.
Граждане перед переходом через железнодорожные пути по пешеходному настилу должны обеспечить личную зону видимости приближения железнодорожного транспорта и слышимости подаваемых машинистом или другим работником железнодорожного транспорта звуковых сигналов (снять капюшон и наушники), убедиться в отсутствии движущегося железнодорожного подвижного состава.
Соблюдение указанных Правил – это, прежде всего, залог безопасности жизни и здоровья граждан.
За 8 месяцев 2023 года на Западно-Сибирской и Красноярской железных дорогах травмировано подвижным составом 97 граждан, из них 73 со смертельных исходом.
13. Новые правила при расчете пособия по безработице исчисление среднего заработка
При расчете пособия по безработице исчисление среднего заработка будет осуществляться по новым правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации «Об исчислении среднего заработка» от 24.06.2023 № 1026.
В числе прочего устанавливается правило подбора подходящей работы с учетом рекомендаций о показанных или противопоказанных видах трудовой деятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Также правилами уточняется дата явки в центр занятости населения для перерегистрации в качестве безработных граждан с учетом транспортной доступности в регионе.
Для расчета среднего заработка будут использоваться сведения о размере общего дохода (ранее применялись только данные о выплатах, на которые начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование).
Период, за который производится расчет среднего заработка, как и раньше, является трехмесячным, но в случаях, когда работник был на больничном, и его доход оказался ниже, расчетный период будет сдвигаться в соответствии с установленным порядком.
В случае работы менее одного месяца расчет будет производиться исходя из фактически отработанного времени.
14. Об обращении в органы прокуратуры Российской Федерации
Компетенция органов транспортной прокуратуры.
Деятельность органов прокуратуры Российской Федерации регламентирована Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» на транспортных прокуроров возложены следующие полномочия:
•осуществление надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта, экспериментальной авиации, в таможенной сфере;
•осуществление надзора за исполнением законов подразделениями Следственного комитета Российской Федерации на транспорте;
•осуществление надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в органах и учреждениях, действующих на транспорте и в таможенной сфере;
• осуществление надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, совершенных на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в том числе аэродромах, пристанях, причалах, в речных, морских портах и аэропортах, на воздушных судах и судах водного транспорта, о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта, экспериментальной авиации, о преступлениях, совершенных по службе на таких видах транспорта, а также за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия по преступлениям указанной категории;
•рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении законов в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта, экспериментальной авиации, в таможенной сфере, а также жалоб на решения и действия подчиненных прокуроров;
участие в пределах компетенции в рассмотрении судами уголовных, гражданских, административных дел и дел, подведомственных арбитражному суду;
Порядок рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры регламентируется положениями Федерального закона 02.05.2006 № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», изданной в соответствии с ним Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45.
Обращение в органы прокуратуры может быть направлено любым доступным способом: по почте и электронной почте, через Интернет-приемную, расположенную на официальном сайте Западно-Сибирской транспортной прокуратуры, через ящик для заявлений и обращений, Единый портал государственных услуг, а также подано на личном приеме.
Обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляется им для проверки доводов с одновременным уведомлением об этом заявителя.
Письменное обращение должно содержать:
• наименование органа, в который оно направляется, либо фамилию, имя, отчество должностного лица, либо его должность;
• фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, направившего обращение;
• адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресации обращения;
• изложение существа вопроса;
• личную подпись гражданина и дату;
• обращение, направляемое в форме электронного документа, должно также содержать адрес электронной почты, по которому будет направлен ответ, уведомление о переадресации обращения.
Обращения могут быть оставлены без разрешения:
• обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, в 7-дневный срок со дня регистрации возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости - с разъяснением, куда им для этого следует обратиться;
• если текст письменного обращения не позволяет определить его суть, ответ на него не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в иные органы, о чем в течение 7 дней сообщается заявителю с разъяснением права повторного обращения по данному вопросу;
• обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу, с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом на обращение;
• если в обращении не указаны фамилия направившего его гражданина или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
Сроки рассмотрения обращений
• письменные обращения разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры, а не требующие дополнительного изучения и проверки – не позднее 15 дней;
• в случае необходимости проведения дополнительной проверки, запроса материалов, срок проверки может быть продлен, но не более чем на 30 дней, о чем уведомляется заявитель;
• для обращений ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также граждан Российской Федерации, являющихся бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, установлены сокращенные сроки рассмотрения - 15 дней со дня их регистрации, если не требуется проверка - 7 дней;
• письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию органов прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, уполномоченных на решение поставленных вопросов, с уведомлением об этом гражданина;
• обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя;
• если установленный срок рассмотрения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем рассмотрения считается следующий за ним рабочий день.
Права граждан при рассмотрении обращений:
• представлять документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
• по письменному заявлению знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Снимать с них копии с использованием своих технических средств;
• получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
• обжаловать принятое по обращению решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения вышестоящему прокурору или в суд;
• обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Прием заявителей.
Личный прием граждан осуществляется в Западно-Сибирской транспортной прокуратуре и подчиненных транспортных прокуратурах в течение всего рабочего дня с 09.00 до 18.00, по пятницам с 09.00 до 16.45, в предпраздничные дни с учетом сокращения рабочего дня на один час с перерывом с 13.00 до 13.45.
Ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, граждане Российской Федерации, являющиеся бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, а также инвалиды, граждане с малолетними детьми, беременные женщины, многодетные родители, граждане, прибывшие из отдаленных районов, и другие граждане, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, принимаются в первоочередном порядке.
При личном приеме гражданин обязан предъявить документ, удостоверяющий личность, либо подтвердить полномочия представителя, предоставив соответствующую доверенность.
В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема.
Руководители структурных подразделений Западно-Сибирской транспортной прокуратуры осуществляют прием граждан по вопросам, относящимся к их компетенции, а также в случае обжалования действий и решений нижестоящих транспортных прокуроров.
Первый заместитель, заместители транспортного прокурора осуществляют прием граждан, обжалующих решения, принятые руководителями курируемых подразделений Западно-Сибирской транспортной прокуратуры, нижестоящими транспортными прокурорами.
Западно-Сибирский транспортный прокурор осуществляет прием граждан в случае несогласия с решениями его заместителей или руководителей подразделений Западно-Сибирской транспортной прокуратуры, а также в целях разъяснения оснований и мотивов ранее принятых решений.
График личного приема граждан должностными лицами Западно-Сибирской транспортной прокуратуры размещен на официальном сайте прокуратуры в разделе «Прием граждан».
Личный прием граждан осуществляется в органах транспортной прокуратуры без предварительной записи, за исключением приема граждан Западно-Сибирским транспортным прокурором и его заместителями.
Запись граждан на личный прием к руководителям прокуратуры осуществляется уполномоченным должностным лицом на основании письменного либо устного обращения, в том числе по телефону 8 (383) 241-04-08. Запись на прием возможна также через Единый портал государственных услуг в выбранное время и день.
15. Когда турист может отказаться от перелета и вернуть деньги за билет?
Положения Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предусматривают право потребителя на надлежащее оказание услуги, входящей в туристский продукт.
Турист как потребитель услуги вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора (п. 1 ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Вынужденным отказом пассажира от перевозки может быть признан отказ в следующих случаях (ст. 108 Воздушного кодекса РФ, Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденные приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82):
- отмены или задержки рейса, указанного в билете;
- изменения перевозчиком маршрута перевозки;
- выполнения рейса не по расписанию;
- несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;
- несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;
- необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;
- болезни пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, при наличии подтверждаемых медицинскими документами противопоказаний к полету на дату отправления воздушного судна, указанную в билете;
-непредоставления пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете;
-неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом;
- перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях.
В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки или вынужденного изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий вышеуказанные обстоятельства.