Транспортная прокуратура разъясняет!
Новосибирский транспортный прокурор разъясняет: С 1 сентября 2024 года устанавливается порядок проверки работодателем сведений в отношении специалистов авиационного персонала об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также сведений о наличии (отсутствии) непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2024 № 174 предусмотрено, что проверка сведений о включении в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму проводится работодателем в соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте Росфинмониторинга в сети «Интернет».
Проверка работодателем сведений о наличии (отсутствии) непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления проводится посредством проверки наличия справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, выданной не ранее чем за 90 дней до дня ее представления в порядке и по форме, которые устанавливаются МВД России.
Периодичность проведения проверок определяется локальными нормативными актами работодателя, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников (при наличии).
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2024 № 174 вступает в законную силу 01.09.2024 и действует до 01.09.2030.
Новосибирский транспортный прокурор разъясняет: Об ответственности за пропаганду нацистской атрибутики |
Статьей 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций.
Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тысячи до 2 тысяч руб. с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до 15 суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц – от 1 до 4 тысяч руб. с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц – от 10 до 15 тысяч руб. с конфискацией предмета административного правонарушения.
За изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на граждан в размере от 1 до 2,5 руб. с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц – от 2 до 5 тысяч руб. с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц – от 20 до 100 тысяч руб. с конфискацией предмета административного правонарушения.
Новосибирский транспортный прокурор разъясняет: Уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма
За заведомо ложное сообщение об акте терроризма предусмотрена уголовная ответственность по статье 207 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Уголовно-наказуемые действия выражаются в заведомо ложном сообщении о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба, которое может быть адресовано в любые органы власти, местного самоуправления, должностным лицам организаций, предприятий, гражданам, чьи интересы затрагиваются и которые обязаны или вынуждены на них реагировать.
Уголовная ответственность за данное преступное деяние наступает с 14-летнего возраста.
За совершение указанного преступления предусмотрены наказания от штрафа в размере 200 000 руб. до 10 лет лишения свободы.
Новосибирский транспортный прокурор разъясняет: Утвержден комплексный план противодействия идеологии терроризму в Российской Федерации
Президентом Российской Федерации 30.12.2023 утвержден комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024 - 2028 годы.
Реализация Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024 - 2028 годы направлена на формирование у населения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей неприятия идеологии терроризма и устойчивости к ее пропаганде.
Задачами противодействия идеологии терроризма являются задействование потенциала системы образования, молодежной политики и культуры, а также общественно-политических, воспитательных, просветительских, культурных, досуговых и спортивных мероприятий, прежде всего в образовательных организациях и трудовых коллективах, для устранения предпосылок радикализации населения.
Профилактическая работа в первую очередь нацелена на:
- представителей молодежи, прежде всего разделяющие идеи террористических, экстремистских, националистических и неонацистских, организаций, различных деструктивных движений (субкультур), а также состоящие на различных формах учета в органах и учреждениях системы профилактики в связи со склонностью к суицидальному поведению, совершению насильственных действий;
- население новых субъектов Российской Федерации, прежде всего лица, проживавшие ранее на подконтрольных киевскому режиму территориях;
- мигрантов, прибывших в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности или обучения, членов их семей;
- лиц, отбывающих либо отбывших наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, прежде всего за осуществление террористической деятельности;
- членов семей лиц, причастных к террористической деятельности (действующих, осужденных, нейтрализованных);
- несовершеннолетних, возвращенных (прибывших) из зон вооруженных конфликтов.
Исполнителями комплексного плана являются на федеральном уровне - Минкультуры России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минцифры России, Росмолодежь, федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные организации.
На региональном уровне - исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах культуры, спорта, образования, печати и массовых коммуникаций, молодежной и государственной национальной политики, с участием органов местного самоуправления.
Новосибирский транспортный прокурор разъясняет: Полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму.
Согласно ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений:
1) разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений;
2) организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий;
3) участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
4) обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
5) направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
6) осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Новосибирский транспортный прокурор разъясняет: Профилактика терроризма и экстремизма в образовательных организациях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2024 № 506 утверждено Положение о государственной информационной системе «Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете», которым предусматриваются этапы и сроки реализации мероприятий по ведению реестра воинского учета.
На первом этапе Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации поручено, в частности, организовать создание реестра, выполняющего такие функции, как загрузка сведений о гражданах для актуализации документов воинского учета, формирование списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, снятие граждан с воинского учета в автоматизированном режиме, направление гражданам уведомлений о постановке на воинский учет, о снятии с учета и об изменении в отношении них сведений воинского учета, а также обеспечение информационного взаимодействия с работодателями.
Министерство обороны Российской Федерации на втором этапе мероприятий обеспечивает развитие функций реестра воинского учета, классификацию реестра воинского учета в соответствии с требованиями о защите информации.
Согласно требованиям статьи 1 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», профилактика правонарушений несовершеннолетних основывается, в том числе, на педагогических мерах, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», под экстремизмом, помимо прочего, понимаются: возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.
Противодействие экстремистской деятельности осуществляется путем принятия профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе, на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности (статья 3 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»).
Статьей 20.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, а статьей 20.29 КоАП РФ — ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.
Новосибирский транспортный прокурор разъясняет: Об административной ответственности за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.
Статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, либо воспрепятствование соблюдению указанных требований юридическими лицами, должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, или гражданами, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В случае, если такие объекты отнесены к низкой категории опасности, совершенное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года; на юридических лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.
Несоблюдение указанных требований в отношении объектов средней категории опасности, допущенное гражданином, наказывается административным штрафом в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей; на должностных лиц – штрафом от 50 тысяч до 70 тысяч рублей или дисквалификацией на срок от 1 года до 3 лет; на юридических лиц – штрафом от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.
С 1 апреля 2024 года ужесточена ответственность за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, отнесенных к объектам высокой категории опасности.
Так, гражданин, совершивший данное правонарушение, может быть подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере от 10 тысяч до 15 тысяч рублей; должностное лицо – штрафу от 70 тысяч до 100 тысяч рублей или дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет; юридическое лицо – штрафу от 150 тысяч до 450 тысяч рублей.
Новосибирский транспортный прокурор разъясняет:Об уголовной ответственности за нарушение права на свободу совести и вероисповеданий.
Уголовная ответственность за указанные деяния предусмотрена статьей 148 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Так, частью первой данной статьи за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, предусмотрен штраф в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательные работы на срок до двухсот сорока часов, либо принудительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на тот же срок.
Согласно части второй указанной статьи, деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
Частью третьей предусмотрено за незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний наказание в виде штрафа в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо арест на срок до трех месяцев.
Согласно части четвертой, деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:
а) лицом с использованием своего служебного положения;
б) с применением насилия или с угрозой его применения, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.
Новосибирский транспортный прокурор разъясняет: О расширении перечня экстремистских материалов, за распространение, производство или хранение которых предусмотрена административная ответственность.
Статья 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за массовое распространение, производство или хранение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список, представляющий собой исчерпывающий перечень таких материалов, к которым решениями судов отнесены конкретные аудиозаписи, изображения, статьи, книги и т.д.
Федеральным законом от 13.06.2023 № 231-ФЗ внесены изменения в данную статью, в соответствии с которыми ответственность наступает не только за распространение, производство или хранение материалов, внесенных в вышеназванный список, но и иных материалов, отнесенных к экстремистским в соответствии с Законом о противодействии экстремистской деятельности.
Экстремистские материалы – предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Таким образом, к таким материалам относятся публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное или расовое превосходство либо практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. В качестве наказания санкцией данной статьи предусмотрен штраф до одного миллиона рублей, административный арест до 15 суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.