Транспортная прокуратура разъясняет!
Новосибирский транспортный прокурор разъясняет: Конституционный суд Российской Федерации признал не соответствующими Конституции нормы Гражданского кодекса, касающиеся применения сроков исковой давности к антикоррупционным искам прокуроров.
Конституционный Суд Российской Федерации 31 октября 2024 года провозгласил постановление № 49-П по делу о проверке конституционности ряда норм Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующих вопросы применения сроков исковой давности.
Проверка осуществлялась по запросу Краснодарского краевого суда, рассматривающего апелляционные жалобы ряда лиц на решение Каневского районного суда, которым удовлетворены требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации об обращении в доход государства имущества указанных лиц, как полученного от коррупционных правонарушений за 2001-2004 годы.
Согласно позиции Конституционного суда институт исковой давности, предусмотренный гражданским законодательством, имеет частно-правовую природу и не применим к публично-правовым отношениям по противодействию коррупции, поскольку недобросовестное поведение коррупционера должно лишать его оснований рассчитывать на институт давности как средство защиты своих незаконных интересов.
Оценивая возможное влияние того или иного решения по рассматриваемому вопросу на баланс конституционных ценностей, Высший суд пришел к выводу, что больший вред этим ценностям будет причинен при допущении применения к антикоррупционным искам исковой давности, в том виде, в котором она в настоящее время урегулирована оспариваемыми законоположениями, без учета особенностей антикоррупционных исков.
С учетом изложенного, Конституционный суд Российской Федерации постановил признать оспариваемые положения Гражданского кодекса Российской Федерации не соответствующими Конституции в той мере, в какой судебное толкование привело к их распространению на антикоррупционные иски прокурора.
В действующем законодательстве какой-либо срок, ограничивающий возможность прокурора заявлять антикоррупционные иски, теперь считается неустановленным.
Новосибирский транспортный прокурор разъясняет: Меры по предупреждению коррупции для юридических лиц. |
В силу статьи 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к основным принципам противодействия коррупции отнесено приоритетное применение мер по ее предупреждению.
В целях активизации этого процесса статьей 13.3 названного Федерального закона установлена обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции. Эта обязанность распространяется на все организации (юридические лица) независимо от их форм собственности, организационно-правовой формы и штатной численности, то есть не только на государственные и муниципальные учреждения и предприятия, но и на акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, иные коммерческие и общественные организации.
В части 2 статьи 13.3 закона содержится примерный перечень мер по предупреждению коррупции, которые могут приниматься в организации. Среди них:
- определении подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- сотрудничество организации с правоохранительными органами;
- разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
- принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Для формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.
Так, организациям предлагается закрепить в едином документе, с названием «Антикоррупционная политика (наименование организации)», сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике. Рекомендации содержат как алгоритм разработки данного документа, так и предложения по его содержанию и последующему исполнению.
Кроме того, Методические рекомендации содержат большое количество справочной информации по вопросам противодействия коррупции, в том числе:
- сборник положений нормативных правовых актов, устанавливающих меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
- нормативные правовые акты зарубежных государств по вопросам противодействия коррупции, имеющие экстерриториальное действие;
- обзор типовых ситуаций конфликта интересов;
- типовую декларацию конфликта интересов, антикоррупционную хартию российского бизнеса.
Новосибирский транспортный прокурор разъясняет: Об ответственности юридических лиц по статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за коррупционные правонарушения.
Статьей 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противо-действии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ) к основным принципам противодействия коррупции отнесено приоритетное применение мер по ее предупреждению.
Действующим законодательством предусмотрена возможность применения к юридическому лицу, от имени или в интересах которого осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматривает ответственность юридических лиц за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением.
Отличительной особенностью административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.28 КоАП РФ, являются сроки давности привлечения к ответственности, составляющие 6 лет со дня их совершения, а также существенные суммы штрафов, в разы превышающие размеры штрафов по административным правонарушениям в иных сферах правоотношений.
В целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ, применяется предусмотренный статьей 27.20 КоАП РФ арест имущества юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении заключается в запрете юридическому лицу распоряжаться арестованным имуществом, в установлении ограничений, связанных с владением и пользованием таким имуществом.
Арест денежных средств, находящихся во вкладах и на счетах в банках или иных кредитных организациях, осуществляется в случаях отсутствия у юридического лица иного имущества.
Юридическое лицо может быть освобождено от ответственности за административное правонарушение, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство (примечание 5 к статье 19.28 КоАП РФ). Однако необходимо учитывать, что освобождение юридического лица от ответственности возможно только при условии совершения в совокупности всех перечисленных в законе действий, направленных на способствование выявлению правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением.
Привлеченные к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ юридические лица, не вправе участвовать в закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в течение двух лет с момента привлечения к такой ответственности. (пункт 7.1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)
Новосибирский транспортный прокурор разъясняет: Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности.
Уголовным кодексом Российской Федерации установлена ответственность за совершение преступлений коррупционной направленности.
Среди них наиболее распространенным и опасным является взяточничество (ст. 290 УК РФ – получение взятки, ст. 291 УК РФ – дача взятки, ст. 291.1 УК РФ – посредничество во взяточничестве, ст. 291.2 УК РФ – получение и передача мелкой взятки). Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.
Весомая роль в структуре взяточничества отведена преступлениям, предусмотренным ст. 290 УК РФ. Получение взятки – опасное должностное преступление, особенно, если оно совершается в крупном, особо крупном размерах, группой лиц или сопровождается вымогательством.
В этой статье Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность, когда взяткополучатель – должностное лицо совершает действия (бездействие), входящие в его служебные полномочия, в пользу взяткодателя или представляемых им лиц; за способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию); общее покровительство или попустительство по службе; совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие).
Предметом взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, автомобиля, строительство дачи), а также выгоды неимущественного характера (устройство детей вне очереди в детские сады, на обучение в учебные организации и т.п.).
Под выгодами имущественного характера следует также понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизированных объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами.
Указанные действия наказываются штрафом, максимальный размер которого установлен пять миллионов рублей, или стократной суммой взятки либо лишением свободы на срок до пятнадцати лет. Кроме того, законодательством предусмотрено назначение дополнительного наказания - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Новосибирский транспортный прокурор разъясняет: Противодействие коррупции в образовательной сфере.
Коррупция — это социально-правовое явление, под которым обычно понимается подкупаемостъ и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще; это не что иное, как злоупотребление властными полномочиями для получения выгод в личных целях.
Либо выполнение должностным лицом каких-либо действий или бездействие в сфере его должностных полномочий за вознаграждение в любой форме в интересах дающего такое вознаграждение, как с нарушением должностных инструкций, так и без их нарушения
Наиболее характерными видами преступлений, связанных с коррупцией в сфере образования, являются следующие:
1) получение взятки за поступление в высшее учебное заведение. Это самая распространенная форма злоупотреблений;
2) репетиторство преподавателями вузов и членами экзаменационных комиссий;
3) получение взятки за сдачу экзаменов и зачетов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
4) получение взятки за заключение договора аренды помещений в образовательном учреждении и превышение должностных полномочий путем незаконной сдачи в аренду государственного имущества;
5) продажа дипломов и аттестатов лицам, не прошедшим обучения в образовательном учреждении;
6) получение взятки за устройство детей в детские сады и общеобразовательные школы.
Новосибирский транспортный прокурор разъясняет: Разъяснение законодательства о противодействии коррупции
В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора о выполнении работ (оказании услуг), с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
Неисполнение работодателем указанной обязанности является правонарушением и влечет ответственность в соответствии со ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Срок давности для привлечения к ответственности – 6 лет. Предлагаю всем работодателям принять меры для профилактики коррупционных проявлений во вверенных им организациях.
Новосибирский транспортный прокурор разъясняет: Коррупционные нарушения при форс-мажоре.
Указом Президента Российской Федерации от 25.01.2024 № 71 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» внесены изменения в Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (далее - Положение).
Так, комиссия проведет заседание, если госслужащий заявит о возникновении не зависящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению им требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов. Эту информацию проверит Комиссия в том же порядке, что и заявление о невозможности представить сведения о доходах. После проверки комиссия признает либо наличие причинно-следственной связи между форс-мажором и невозможностью исполнить требования, либо ее отсутствие.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к не зависящими от физического лица обстоятельствами относятся стихийные бедствия (в том числе землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, запретительные или ограничительные меры, принимаемые государственными органами (в том числе государственными органами иностранных государств) и органами местного самоуправления. Не зависящими от физического лица обстоятельствами не могут быть признаны регулярно повторяющиеся и прогнозируемые события и явления, а также обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий физического лица, ссылающегося на наличие этих обстоятельств.
Новосибирский транспортный прокурор разъясняет:Государственный служащий, сообщивший о фактах коррупции, под защитой государства
Ратифицировав Конвенцию ООН против коррупции, Российская Федерация обязалась принять данную Конвенцию за правовую основу для обеспечения защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции, поэтому защита указанной категории лиц является важнейшей задачей государства.
Так, согласно с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» государственный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства.
В соответствии с п. 21 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» установлен особый порядок применения мер, в том числе дисциплинарного характера, к лицам, сообщившим о фактах коррупции.
Согласно данной норме вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лица, замещающего должность в государственном органе, сообщившего в правоохранительные или иные государственные органы или средства массовой информации о ставших ему известными фактах коррупции, рассматривается (в случае совершения этим лицом в течение года после указанного сообщения дисциплинарного проступка) только на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению с возможностью участия прокурора.
Кроме того, лицам, намеревающимся сообщить о фактах коррупции федеральными и региональными исполнительными органами государственной власти, и подведомственными им учреждениями, юридическими бюро, органами прокуратуры и другими организациями оказывается бесплатная юридическая помощь, а также в случаях нарушения законных прав и интересов граждан в связи с такими сообщениями.
Новосибирский транспортный прокурор разъясняет: Коррупционные правонарушения в сфере закупок
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» среди основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции предусмотрено обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.
Необходимо учитывать, что при проведении проверок в указанной сфере прокурорами выявляются нарушения, связанные с фактами: выполнения государственного контракта аффилированными лицами заказчика; осуществления закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд на бесконкурсной основе; необоснованного завышения цен на приобретаемые товары (работы и услуги); оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе с применением критериев, не предусмотренных конкурсной документацией; участия в работе конкурсных, аукционных комиссий лиц, лично заинтересованных в результатах размещения заказа, либо лиц, на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа.
Существует нескольких основных способов злоупотреблений при заключении и исполнении государственных и муниципальных заказов.
Первый способ – систематическое злоупотребление должностными полномочиями в целях создания благоприятных условий собственному бизнесу либо коммерческой деятельности третьих лиц, то есть аффилированность работников органов государственной власти и органов самоуправления с субъектами предпринимательской деятельности.
Второй способ – ограничение конкуренции, воспрепятствование предпринимательской деятельности при организации и проведении конкурсных процедур, в том числе путем завышения стоимости работ и с использованием фирм-однодневок. К числу механизмов, используемых для завышения цены контракта на стадии, предшествующей выполнению работ, относятся завышение начальной цены контракта представителем заказчика при наличии сговора с предполагаемым победителем.
Основными мошенническими механизмами при осуществлении государственного (муниципального) заказа, а также при реализации схем, направленных на ограничение (устранение) конкуренции в сфере государственных закупок, являются картельные сговоры на торгах, так называемое тендерное рейдерство, и иные нарушения антимонопольных требований в ходе организации торгов, а также предоставление фиктивного финансового обеспечения (банковских гарантий) в ходе конкурсных торгов.
Уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок предусмотрена статьями 200.4 (злоупотребление в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд), 205.5 (подкуп работника контрактной службы, лица, осуществляющего приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг), 304 (провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд) Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).
В отдельных случаях действия злоумышленников могут квалифицироваться по статье 159 УК РФ (мошенничество).